Beats 2 studio


О Дженериках

Что такое дженерики и нужно ли их бояться? 

Лекарственные препараты, пожалуй, являются одними из самых демократичных товаров, который преобретают все, начиная от малообеспеченных и заканчивая миллионерами. Вот только одни могут позволить себе купить ацетилсалициловую кислоту, а другим подавай именно аспирин и именно от фирмы Байер. К сведению, ежегодное употребление аспирина (ацетилсалициловая кислота) составляет немногим более 51 миллионов упаковок в год. А по сути, это одно и то же.

Относительно недавно в лексиконе наших специалистов в сфере медицины появилось такое слово как «Дженерик»– красивое слово, которое так же несет  в себе и большое смысловое значение. Википедия дает нам такое определение: «Джéнерик (англ. Generic, в русском иногда – генерик, женерик), или воспроизведённое лекарственное средство, – препарат, на который закончился срок патентной защиты», что, в основном, совпадает с определением, данным ВОЗ: «Под термином дженерический лекарственный препарат следует понимать такой лекарственный препарат, который предназначен для возможной замены инновационного, так называемого брендового лекарственного препарата, он выпускается без лицензии компании, производящей инновационный лекарственный препарат, и реализуется на рынке после окончания срока действия патента или других исключительных прав».

На создание и разработку нового лекарственного препарата требуются очень значительные финансовые средства и длительное время – от нескольких сотен миллионов долларов до миллиарда и до 10-15 лет. Кроме разработки формулы активного вещества так же необходимо разработать технологию его производства, определить эффективность и побочное действие, начиная с испытаний на клетках и заканчивая тестированием добровольцами, провести соответствующие дорогостоящие рекламные компании. В среднем срок действия патента длится около 25 - 30 лет, и за оставшиеся 10-15 лет фирма-производитель должна возместить свои затраты и убытки и получить не менее выгодную прибыль, поэтому стоимость патентованных лекарственных препаратов очень высокая, но качество гарантированное.

Дженерик же обходится своим производителям гораздо дешевле. Производителю не нужно разрабатывать новую технологию производства, не нужно тратиться на рекламу и раскрутку бренда – названия препаратов, отличающиеся от уже известных всего на несколько букв, воспринимаются слухом как оригинальные, и, кроме того, становятся не менее известны чем патентованные препараты. Естественно, стоимость дженерика составляет на порядок меньше, чем патентованные средства, и раскупаются значительно быстрее.  Дженерик – фактически подделка, но качественная и легальная. Производитель дженерика юридически регистрирует свой бренд, а чтобы избежать обвинений в нарушении авторский прав, заменяет несколько буквы в названии препарата. Например, компания Брынцалова выпускает на рынок препарат «Нош-бра» что является дженериком препарата «Но-шпа»; Пирацетам для российских врачей – в первую очередь воспроизведенный препарат Ноотропил; Ренитек (эналаприла малеат) вошел в обиход под названием его наиболее успешного на рынке дженерика – Энапа.

Фирмы-производители болезненно реагируют на появление дженериков. Иногда с целью получения дополнительных прибылей сторонние производители несколько меняют технологию производства, что иногда снижает эффективность препарата и наносит не малый финансовый ущерб фирме с известным именем. Кроме того, появляются новые лекарственные препараты этой группы – более эффективные и лишенные побочного действия, но из-за стоимости больные используют именно дженерики.

От дженериков следует отличать копии и собственно подделки. Копии – это лекарственные препараты, которые воспроизводятся с нарушением прав патентной защиты. Иначе – пиратская продукция, как видеофильмы и компьютерные программы. А подделка – это когда активное вещество заменяется менее активным (но дешёвым) или просто нейтральным (мел, сода и др.)

На Казахстанском рынке доля дженериков составляет около 95%, в США – 10-15%, в Японии – 25-30%, в Германии – 35%, во Франции – 50%, в Англии – 55%, в Италии – 60%, в Канаде – 64%.

Таким образом, остерегаться дженериков не нужно, а следует учитывать, что: дженерик содержит то же самое активное лекарственное вещество (субстанцию), что и оригинальный (патентованный) препарат; но он отличается от оригинального препарата вспомогательными веществами (неактивными ингредиентами, наполнителями, консервантами, красителями и др.) и различия наблюдаются в самом технологическом процессе производства дженериков.